Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Кого уволить в Nintendo?

Nintendo пересмотрела прогнозы на 2013-2014 финансовый год (заканчивается в конце марта), и там все грустно. Второй раз в истории компании — убытки. И виновата во всем Wii U.

Сначала — два позитивных факта. Во-первых, у большинства игровых компаний часто бывают убыточные годы, это нормально. У платформодержателя в первый-второй год жизни консоли убытки — это вообще предельно нормально. Ненормально это только для Nintendo, которая чередовала основные источники доходов (домашние и портативные консоли) и никогда не влезала в минус. Во-вторых, у Nintendo хватит денег еще тридцать лет работать с такими убытками и не брать кредиты.

Не очень позитивно то, что прогноз по 3DS понизился с 18 млн. до 13.5 млн. штук — т.е. примерно столько же, сколько было продано в прошлый год. Это значит, что 3DS все-таки не дотягивает до динамики DS и будет несколько менее популярной. Даже тот факт, что 3DS — самая продаваемая консоль в США по итогам 2013 года, не радует. Просто год был такой дурацкий.

Ну и совсем плохо то, что прогноз по Wii U понижен с 9 млн. штук до 2.8 млн. штук — т.е. более чем в три раза. Ситуация с Wii U такова, что, возможно, Nintendo проще убить консоль (как это было сделано когда-то с Virtua Boy) и выкатить в конце 2014 года что-то совсем другое. На это косвенно намекает и то, что основные маркетинговые усилия компании сейчас направлены на 3DS, а с производством и выходом игр для Wii U происходит что-то странное. То, что должно было выйти на старте, вышло в 2013 году, что должно было в 2013 — выйдет в 2014, а что еще дальше — вообще непонятно. Тут надо либо совершить какое-то сверхусилие прямо сейчас, взорвать мозг людям на E3 и выкатить безупречную линейку осенью 2014 года, либо честно признать, что с Wii U каменный цветок не вышел.

В Интернете обсуждают то, что после объявления новостей об убытках Nintendo Сатору Ивата не подал в отставку. Но вот вопрос такой. А кто вообще виноват в том, что так получилось? Я не думаю, что это руководство компании или авторы игр. У меня есть такой ответ: инженеры Nintendo, которые создали вот такое железо у консолей. И, возможно, Миямото, если он подтвердил, что такое железо ему нужно для создания крутых игр.

Вот возьмем 3DS. Ее проблема — отнюдь не в слабой графике, с ней все нормально. Проблема в том, что все силы были брошены на «3D-без-очков», которое в итоге почти никому не нужно, бесполезная финтифлюшка. При этом аккумулятор живет непозволительно мало, что очень плохо для портативной консоли. Плюс базовая 3DS снабжена слишком маленьким экраном, и ее дизайн непривлекателен. Вот 3DS XL — совсем другое дело.

Аналогично — с Wii U. Все силы были брошены на контроллер с экраном. Он вносит существенный вклад в стоимость консоли. При этом контроллер живет от аккумулятора очень мало времени, не поддерживает ожидаемый современными геймерами мультитач. И главное: разработчики пока придумали только один осмысленный способ его использования — асинхронный мультиплеер. И все. Никаких инноваций уровня Super Mario Galaxy или Metroid Prime не представлено. На Wii U есть и будут крутые игры, почти все они почти целиком могли бы обойтись и без такого контроллера. Или лучше бы работали с каким-то другим контроллером.

3DS успешна не благодаря своему железу — напротив, оно ограничивает консоль. Без 3D-экрана консоль могла бы стоить дешевле, либо в нее можно было встроить более качественный аккумулятор. Это бы увеличило ее популярность.

Аналогично Wii U было бы проще добиться успеха, будь это просто HD-приставка от Nintendo с нунчаками и графикой уровня PlayStation 3, но очень дешевая и с инновационными играми от Nintendo.

А уж если бы 3DS и Wii U получили бы инновационные железяки уровня Wiimote — так они бы вообще порвали рынок.

Но вот не придумали. Не смогли.