Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Любите ли вы сливы?

Странное дело. Геймеры очень противоречиво ведут себя, когда речь заходит о том, что журналисты нарушают эмбарго и сливают информацию.

Для тех, кто не в теме, эмбарго нужны вот для чего. Когда журналистов зовут на мероприятие и показывают новую игру, им обычно запрещают писать о ней что-либо до определенного срока (от пары дней до пары недель). Нужно это, чтобы к геймерам попали сразу законченные, продуманные, качественные материалы (и текстовые, и видео), а не тяп-ляп посты, накиданные на коленке за полчаса ради сенсации и трафика на сайт. Если речь, например, о рецензиях, то время есть пройти игру. То есть, когда у всех журналистов есть время сделать все хорошо, и нет мотивации спешить, то в результате все и выигрывают. И в назначенный срок все сайты выкатывают материалы одновременно.

Но читатели обычно терпеть не могут любые эмбарго и часто ноют, что журналисты продались издателям и поэтому придерживают материал, а надо быть смелыми и сразу же в эфир гнать все, что видят. Особенно это касается, конечно же, рецензий. Но с точки зрения журналистской этики разницы-то нет никакой. Про рецензии они точно такое же NDA подписывали.

К слову, во время анонса Halo Online эмбарго не было, потому что там был такой формат намеренно — ТОЛПА людей, все равно бы кто-то где-то слил.

Какие последствия могут быть у издания за нарушение эмбарго? Я не раз подписывал документы, по которым я несу материальную ответственность за возможный слив. Однажды мне чуть не прилетело за это, когда девочка-автор анонимно выложила на малоизвестном закрытом (!) западном форуме несколько скриншотов из очередной The Sims. Ей в голову не пришло, что через десять минут это окажется на неогафе и везде. При этом на скриншотах был русский интерфейс… В общем, нам с трудом удалось замять эту тему, извиниться перед EA и, кажется, даже бесплатно что-то сделав для EA. Девочка у нас больше не работала (и я даже не помню, как ее зовут). Ну и была история, когда Артем Шорохов по-русски где-то в Интернете рассказал о фаталити в очередном MK, а это нашли, перевели на английский и выложили на том же неогафе. Там тоже пришлось извиняться (и продавать Артема в рабство Софтклабу).

Но часто бывает и так, что подписывать ничего не надо, об эмбарго говорится просто на словах или о нем забывают сказать (и надо переспрашивать). Издатели доверяют прессе и, в общем, надеются на то, что пресса их не подведет. Тут логика очень простая: подведешь — больше не позовут, ничего не расскажут и игру до релиза не дадут.

Так вот, во время истории с Канобу я едва ли не впервые столкнулся с тем, что российские геймеры критикуют журналистов за то, то они выдали в эфир новость раньше, чем нужно. То есть, геймеры встали на сторону издателя и других западных медиа (у которых была информация, но которые ждали).

При этом когда какой-нибудь Котаку сливает информацию про очередной Assassin’s Creed, то все нормально, и все этому сливу, вроде бы, радуются.

В твиттере мне объяснили, что им обидно за Square Enix, которая старалась и мутила всю эту ARG.

При этом те же самые геймеры обычно ноют, что издатели тратят кучу денег на маркетинг вместо того, чтобы тратить их на игры. А в голову не приходило, что вместо трат на ARG про смерть прогресса, можно было эти деньги пустить на какой-нибудь Star Ocean 5?

Вот эта проснувшаяся любовь к издателю, да еще и к Square Enix — это очень странно.

Далее мне странно то, что все обвиняют именно Канобу. Я не думаю, что Канобу действительно подписывала какой-то NDA (иначе бы так смело об этом не заявляла). Скорее всего, они действительно получили информацию, но не были осведомлены о дате, когда ее можно публиковать, и воспользовались ошибкой источника. То есть, это ошибка Square Enix. Именно Square Enix (или один из ее партнеров) слил информацию. Именно там кого-то уволят или понизят. Каковы теперь будут отношения «Канобу» с издателем — это дело Канобу и риск Канобу.

В этом смысле это напоминает историю о том, как мне Sony рассказала о закрытии The Last Guardian, я честно опубликовал новость, исполняя журналистский долг, а потом Sony сказала, что это была ошибка. Тогда почему-то часть людей обвиняла не издателя в непоследовательности, а меня в том, что журналист опубликовал полученную официально информацию с указанием источника и по всем правилам. Я тогда был просто в ярости.

То есть, как только журналист делает что-то на благо геймерам на грани офсайда и (осознанно или нет) во вред издателю, то геймеры бьют ему же по рукам. Вам что, Square Enix или Sony мешки с баблом занесла, геймеры?

Это очень странно.