Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Цензура в играх

Мы привыкли обсуждать всякие ужасы о цензуре и запретах на игры в России. Но на самом деле главный цензор видеоигр в мире — это США. Как главный производитель игр и как главный их рынок.

Я уже в твиттере упоминал мельком о том, что в крупнейшей демократической стране в мире (это Индия, если кто-то не в курсе) в принципе запрещена Dragon Age: inquisition. И этот факт почти никого не взбудоражил, но одна хорошая колонка все же появилась. И даже пошла дальше, покопавшись в цензуре демократической страны поменьше.

Многие удивляются тому, что Apple увидела в Papers, Please порнографию. Но ужасная правда заключается в том, что американские компании и ассоциации ведут себя куда хуже, чем наши отечественные Милонов и Мизулина. Вернее, наши депутаты только раздают ужасные интервью, но в целом в России за все последние годы и десятилетия отозвали только COH2 и вырезали одну миссию в MW2, да и то по желанию «Софтклаба». В остальном все довольно свободно. Ну, поставили 18+ на The Sims 4 — и что?

Меж тем, помните цикл игр Postal? Его автор, Винс Дези, как-то рассказывал мне, что в США его игре присвоили рейтинг AO (только для взрослых), и из-за этого ВЕСЬ РИТЕЙЛ отказался в принципе ее продавать. Есть такое негласное правило. То есть, формально взрослые могут игру покупать, но на практике им негде было это делать. Цензуры в теории нет, но на практике она очень даже есть.

Apple же вообще предельно формально подходит к процессу одобрения. Наши коллеги из журнала Total DVD хотели выпустить в Appstore спецвыпуск с подборкой постельных сцен известных актрис в известных фильмах (ничего, в общем, не то что порнографичного — эротичного даже). И им его заблокировали, пока они не поменяли обложку, которая якобы тоже была порнографичная (хотя это было официальное фото актрисы и без обнаженки, просто достаточно откровенное).

Причем цензуре подвергается не только секс. В американских версиях японских игр зачастую вымарывалась христианская символика. Запрещено выпускать игры о текущих событиях (вроде конфликтов на Ближнем востоке). В принципе, все, что может хоть как-то оскорбить. Я помню, как продюсер Battlefield: Hardline поежился, когда я его спросил о параллелях истории игры с Фергюсоном. И даже продюсер Dragon Age: Inquisition открестился от того, что дружелюбность к геям — это такая политическая позиция.

По сути (а Apple, если верить колонке, это говорит открыто) играм запрещено высказывать какую-либо позицию. А если игры это случайно делают, то их так или иначе блокируют и осуждают. То, что позволено литературе и кино (тоже, впрочем, сомневаюсь, там есть свои рейтинги), нельзя делать в играх. Вернее, можно, но тогда их надо выпускать на ПК и продавать хз где. Потому что с рейтингом Adults Only их никуда не возьмут.

Такая вот свобода слова.

Но нам было бы наплевать на американскую цензуру, если бы она касалась только США.

Однако разве что японцы могут себе позволить делать игры без шансов выйти в США и заработать там деньги.
Все остальные вынуждены подстраиваться под требования американцев.

А раз так — то почти все игры в мире делаются так, чтобы случайно не подпасть под американскую цензуру.

Может быть, к слову, поэтому и понадобился феномен инди. Потому что если с геймдизайнерской свободой у издателей проблем на самом деле нет, то вот с идеологической — есть. И если нужно высказать какую-то крамольную мысль, то сделать это можно только в инди-играх, которым не нужно место на полке и которые могут обойтись без Apple.

А все остальные игры — к сожалению, обезжиренные.