Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Уровни сложности

Летом 2010 года я сидел в офисе Bungie в пригороде Сиэтла. Нам показывали Halo: Reach. До этого я, конечно, играл в Halo 3 и более-менее себе представлял, что это за игра. Но был не готов к тому, что ведущий презентацию геймдизайнер скажет: «Ну я вам выставляю всем сложность Legendary, разумеется. Поднимите руку те, кому нужен режим попроще». Мне стало стыдно, я руку не поднял и правильно сделал. Оказалось, что вся боевая механика, все типы оружия, все враги идеально подстроены под высокий уровень сложности, а средний нужен только для лохов, которые купили игру случайно. Ну, например, кажущийся бесполезным плазменный пистолет внезапно очень даже нужен, чтобы снимать толстые щиты. А в Halo 3, как выяснилось, я играл неправильно. Как и многие из тех, кто Halo не понял и критикует.

Сейчас что-то подобное происходит с новой частью Thief. Журналисты в один голос кричат о том, что игра очень простая — при этом в ней есть все, что нужно для хардкорных геймеров. Точно так же устроен Splinter Cell: Blacklist. Хочешь — бежишь вперед и убиваешь всех, хочешь — играешь стелсом, а хочешь идешь на специальные стелс-миссии, где нельзя попадаться на глаза врагам ни одного раза за весь уровень! Та же история — и с DmC: Devil May Cry, которую имеет смысл проходить только на харде и выше.

Современные игры ничуть не проще старых. Просто у них, как правило, под пунктом normal понимается easy, а настоящий normal теперь называется hard (или даже уровень выше харда). Почему? По тем же причинам, по которым в StarCraft II «медную» лигу убрали, сделав самой низкой «бронзовую». «Медная» — слишком обидное название. Аналогично не слишком опытному геймеру неприятно включать normal, обнаруживать, что его убивают, и переключаться на easy — серьезно, огромный ведь удар по самооценке.

Наверное, правильнее всего устроены игры, которые на экране выборе сложности задают геймерам вопросы: а знакомы ли вы с сериалом, с другими играми жанра. И в зависимости от этого рекомендуют тот или иной уровень. Но в любом случае надежнее всего спрашивать у других геймеров прежде, чем садиться за игру. И если вам что-то кажется слишком легким — сначала проверить, можно ли сделать сложнее (и сохраняется ли при этом балан), а потом уже рассказывать в Интернете, как все испортилось в угоду казуалам.

Хотя, конечно, бывает и так, что действительно испортилось.