Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Зачем в «Ведьмаке» ищут негров

Читая обсуждение известной рецензии на «Ведьмака 3», а также анализ скандала на «Канобу», я впервые задался простым вопросом. А что, если это не кликбейт, не способ привлечь определенную аудиторию и нарастить трафик? Что, если Задорнов был прав? Что, если они действительно так думают? Что, если нет никакого заговора?

Вот, например, автор рецензии в твиттере всерьез заявляет, что в средневековой Польше тоже были «не-белые» люди. Хотя бы путешествовали по ней. И пытается убедить в этом (почитайте по ссылочке на Канобу) живого чеха, который делает другую RPG о средневековой Европе и мало то что местный, так еще и специально изучал историю вопроса. А вдруг американцы всерьез не понимают, что у Польши не было колоний в Африке, что поляки не завозили рабов извне (а использовали местных крепостных), а польские моряки не возвращались на родину с чернокожими красотками? Вдруг они думают, что поляки попросту врут, а на самом деле на улицах Варшавы что сейчас, что пятьсот лет назад ходили выходцы из Африки или Китая (примерно так же, как по улицам Москвы ходили и ходят медведи)?

Мы часто смеемся над тем, что типичный американец сидит в своем Канзасе и не знает, что реально происходит не то что в мире — в соседнем штате. Но а что если такой дремучий человек начинает писать рецензии на игры? Ведь для него что Франция, что Польша — одна фигня где-то в углу глобуса. Соответственно, такой американец искренне не понимает, почему в Польше нет афрополяков в правительстве и на улицах, и подозревает, что их всех держат в каком-то специальном гетто а-ля Фергюсон и мучают. И ему в голову не приходит, например, что в славянских странах никогда не было никакой ненависти к чернокожим людям. Более того — Александр Сергеевич Пушкин, главное национальное достояние России, он, вообще-то, с африканскими корнями. И всем это настолько нормально, что никто даже не обсуждает происхождение поэта и не делает из этого какой-то подвиг.

(кстати, поэтому в русском языке нет никакой негативной коннотации у слова «негр», а проблемы на национальной почве существуют с выходцами с Кавказа, со среднеазиатами, но никак не людьми из Африки. Футбольных фанатов можно вынести за скобки, они оскорбляют не расу, они оскорбляют ненавистный им клуб, а когда человек с неправильным цветом кожи играет за «своих», то им сразу же все норм).

Но это все — ладно, это фигня, это невежество, которое легко лечится отсылками к историческим источникам.

Что действительно ужасно — так это то, что часто рецензенты не могут въехать в историю игры и понять, о чем в ней вообще речь. Они видят только какие-то совсем очевидные вещи — женщин бьют, все люди — белые, и так далее.

При этом что у Сапковского в романах, что у Сидипроекта в играх все прямо-таки кричит об антирасистских и антисексистских взглядах авторов. Просто надо включить мозги и понять, что притесняемая раса — это, простите, краснолюды, и что погромы на почве межрасовой ненависти случаются в мире «Ведьмака» регулярно и осуждаются как Геральтом, так и, по всей видимости, автором. Та же история — и с женщинами. Правдиво показано то, что в Средние века им было непросто, их обижали, и Геральт считает это неправильным и несправедливым (видимо, мужчине нельзя так делать, несправедливость должна исправлять непременно другая женщина). При этом правдиво же показано и то, что в Скандинавии, например, довольно часто королем могла стать женщина. Это исторически правильно. И это в игре есть. Чтобы все это понять, нужно просто чуть-чуть подумать и чуть-чуть разбираться в истории Европы. «Ведьмак» (в отличие от многих других игр) — это не male fantasy про empowerment, потому что Геральт постоянно рефлексирует на тему своих драк, он старый, грустный, невеселый и плачет над трупом убитого грифона. Не Конан-Варвар ни разу.

Поведение же западных журналистов все больше смахивает на поведение наших отечественных карикатурных цензоров, а придирки к «Ведьмаку 3» по поводу расизма ничем не отличаются от гонений на антифашистский комикс «Маус» по чисто тупому внешнему признаку — свастике на обложке.

Откройте, почитайте.

Включите игру, поиграйте.

Подумайте головой.

И все вопросы снимутся.