Прошлогодняя «Белоснежка и охотник» была так отвратительна, что к экранизациям сказок я потерял интерес и на «Малефисенту» шел нехотя. В итоге фильм вызвал куда больше восторга, чем мог бы в ином случае.
Малефисента — та самая ведьма, которая прокляла Спящую красавицу. В классических сказках ее мотивация, насколько я понимаю, прописана плохо — ну, ненавидит всех хороших, что с нее взять. Здесь Малефисенту сделали главной героиней и нарисовали пятьюдесятью оттенками серого — и не добро, и не зло, а живой человек.
Новая лента убедительно показывает: если женщина превращается из доброй феи в злую ведьму, виноват в этом наверняка мужчина. Эта часть истории — целиком на серьезных щах, пронзительно, по-взрослому, — трудно удержаться от сопереживания. Визуальный ряд образно подчеркивает глубину пропасти, в которую упала Малефисента, — не только слышишь, но и видишь, чего она лишилась, и сопереживаешь вдвойне. Это очень, очень круто — до слез и аплодисментов в зале.
Одновременно на экране творится диснеевщина для самых маленьких, и местами даже с некоторым перебором. Серьезно, трех фей-крестных к концу фильма хочется поймать, ощипать и зажарить на вертеле. Цитата-шутка про принца на белом коне и любовь с первого взгляда в каком-то смысле копирует Frozen и поэтому кажется не деконструкцией диснеевской мультяшной логики, а новым штампом, который теперь будет десятилетиями кочевать из ленты в ленту.
Кроме серьезных щей и диснеевщины, в «Малефисенте» есть классный персонаж из серьезной взрослой фэнтези (ворон), за личную жизнь в финале которого особенно обидно (хочу не открытый финал, а закрытый, с поцелуем или хотя бы обнимашками). Есть цитата из финальной битвы «Аватара» (что особенно подчеркивается видеорядом, который в 3D и в зале IMAX ну совсем как Пандора, только волшебный) и даже, кажется, из Шрека (персонажи очень хотят послать людей и замок куда подальше да вернуться на свое родное болото).
Все эти разные смысловые пласты настолько разные, что всерьез обсуждать логичность решений героев даже и неловко (да и на половину вопросов ответ — «потому что магия», а на другую — «потому что так было в оригинальной сказке»). А если совсем удариться в крючкотворство, можно спросить, в чем вообще прикол проклясть младенца и ждать исполнения проклятия шестнадцать лет. Hint: ответ очень прост, ведь именно ОЖИДАНИЕ сделало с королем то, что с ним случилось. Поэтому Малефисента, конечно, рассчитала все правильно, но не учла, как заклинание ударит по ней рикошетом (внимательнее вслушайтесь в точный текст).
Главная проблема фильма — то, что он собран из разных строительных блоков, пытается понравиться одновременно и детям, и взрослым, и неизбежно местами раздражает (или оставляет в недоумении) ту или иную часть целевой аудитории. Спасает «Малефисенту» великолепный видеоряд. Даже когда вам кажется, что персонажи совершают невероятную глупость (например, армия людей с мечами бежит в атаку на явно более сильных волшебных существ без явных причин для таких подвигов), это показано так красиво, что все фильму прощаешь. Битвы особенно понравятся геймерам, потому что сделаны уж совсем в логике игр (у Малефисенты, например, есть оглушающая атака с area-эффектом).
Напоследок скажу, что мне дико понравился скилл Малефисенты усыплять человека, поднимать его тело в воздух и тянуть за собой на невидимой веревке. Такая простая, бытовая, утилитарная, женская магия. В реальной жизни бы пригодилась.