Идя на фильм, я ожидал что-то, вроде «Сокровищ нации», только про Вторую мировую и со злыми, выставленными в плохом свете русскими. А увидел… бессмысленное ничего. В какой-то момент даже заснул минут на десять, пока не растолкали.
Фильм основан, вроде как, на реальных событиях. Гитлер, как известно, вывез кучу предметов искусства из оккупированных стран. К концу войны США озаботились их судьбой и отправили в Европу группу искусствоведов, которые и нашли те самые картины в соляных шахтах (известный исторический факт, ни разу не спойлер).
Проблема в том, что три предложения выше описывают все содержание фильма. Больше в нем нет ничего. Актеры (приличные, между прочим, люди) просто ходят туда-сюда, а на лице написана тоска: «БОЖЕ! ЧТО Я ДЕЛАЮ В ЭТОМ ФИЛЬМЕ». Герои не принимают никаких решений, за весь фильм излагают только одну догадку, не совершают никаких важных поступков. Единственное, что они могут делать — тупить и участвовать в неловких моментах, во время которых хочется отвернуться от экрана, чтобы не было мучительно стыдно. Это не приключенческий боевик. Это не историческая драма. Это не авантюрная комедия. Это ничего. Это декорации, в которых стоят люди в форме американских солдат и не знают, что им делать.
Больше всего фильм похож на госзаказ американского министерства образования, бабло на который успешно было попилено. Дескать, поступила разнарядка — объяснить на пальцах школьникам, что американцы не только сбрасывали бомбу на Хиросиму, но еще и помогали Европе спасти ее уникальную европейскую культуру.
Сначала в совершенно дебильной сцене искусствовед объяснял правительству США, что, вообще-то, картины надо спасать. И что десять тысяч картин Рафаэля и компании стоят того, чтобы ради них рискнуть жизнью восьми американцев. А правительство такое — «а, может, ну их, эти картины — жизнь людей дороже…» Но нехотя согласилось.
Я вот представляю себе такой же разговор в СССР. Или в любой европейской стране. Это, ну, просто не требует обсуждения же. А тут проговаривают вслух, обсуждают, спорят. Видимо, кому-то это в наше время неочевидно.
И потом примерно треть хронометража фильма зрителям показывают разные найденные картины, на которые герои смотрят, вылупив глаза. Как баран смотрит на новые ворота. За кадром в этот момент разными словами объясняют, что искусство — это очень важно, это очень круто. Ну и что США — большие молодцы, потому что спасли все от Гитлера и вернули владельцам. Выглядит все это очень дико, потому что актеры никак не могут изобразить у себя на лице восхищение. Они смотрятся действительно как тупые американцы по Задорнову, которые не могут отличить одну картину от другой. Но кивают головой, когда им объясняют, что это великое искусство и надо восхищаться. Очень смешно.
Я еще слышал в Интернете, то фильм как-то оскорбляет Россию. На самом деле, нет. В фильме есть только одна фраза: «Русские тоже ищут предметы искусства, но они их реквизируют и отправляют домой. Их можно понять — они потеряли на войне 20 млн. человек и хотят получить компенсацию». Что, с оговорками, правда. Никаких злых жестоких тупых русских в фильме нет. Они не враги, они — что-то вроде конкурирующей стороны, которым тоже нужны сокровища. И это Ок. Да и роль русских в фильме минимальна, конфликта — ноль.
Но зато фильм чудовищно оскорбляет Францию и французских женщин. Я бы на месте французов запретил бы фильм.