Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Westworld — иллюзия осмысленности

Сериал Westworld чертовски похож на фильм «Начало»: эстетически безупречный развод зрителей на позитивные комментарии в Интернете.

Зрители действительно радуются, что их безумные теории про многоходовочки получают подтверждение, и каждая подмеченная странная деталь имеет смысл. Еще они радуются тому, что сериал нельзя свести к шаблонам вроде «ковбои против андроидов», а невнимательный человек вообще не поймет, что происходит на экране. Это дает очень сильную ментальную поддержку зрителю, который считает, что он-то как раз во всем разобрался, что он-то как раз самый умный, внимательный и культурный.

Другое дело, что сценарий Westworld — он как раз именно про детали. Он про пистолет, про цвет шляпы, про фотографию, про шрам, про дверь, про лабиринт. И кроме этих деталей и многочисленных очевидных отсылок к христианству в нем, в общем-то, ничего и нет. Как режиссер «Начала» не придумал, в чем же смысл волчка (в чем сильно позже признался), так и сценарист Westworld, связавший все детали хитрой многоходовочкой, не задумывался сильно над тем, какую историю он хотел рассказать.

Пожалуй, удался тут только образ лабиринта. Действительно, можно поверить, что именно так андроиды обретают сознание (к слову, это похоже на обучение нейросети). Действительно, лабиринт в каком-то смысле прошли и многие персонажи-люди. Отличная метафора. Браво.

Проблема в том, что кроме этой метафоры в сериале есть очень мало смысла. Устройство парка недостаточно точно объяснено (могут ли люди стрелять друг в друга, например?). До десятой серии мне казалось совершенно диким роялем в кустах все, что позволено делать Мейв. Например, как андроид, у которого в голове только знания о мире времен Дикого Запада, не испытывает цивилизационный шок при виде планшета? Как она может на этом планшете что-то делать (такое, на что вряд ли был бы способен кто-то из зрителей)? Это частично было объяснено в финале, да. Но как раз в этом-то и проблема сериала: зритель получает недостаточно информации о том, что возможно в этом мире, а что нет, и поэтому вынужден не следить за логикой происходящего, а запоминать отдельные предметы и искать между ними связи. Westworld с его предметоцентричностью напоминает старые квесты на ПК, где нужно было совмещать перо, слона и вилку, чтобы открыть дверь на следующую локацию. А идиоты-люди, помогавшие Мейв, — типичные NPC. Иначе их тупость и пассивность объяснить невозможно.

В Интернете принято хвалить десятую серию. Действительно, после зашкаливающего идиотизма двух-трех предыдущих, она хотя бы как-то связывает концы с концами и ставит эффектную точку. Вот только стоит задуматься над смыслом произошедшего, как внезапно появляются вопросы. Если Арнольд хотел своим поступком защитить по-настоящему разумных андроидов, то он выбрал для этого способ, гарантированно отправляющий их на переплавку. Вот какое будущее ждет андроидов из финального кровавого тупика? К чему вообще все это было? О чем были десять серий, которые я посмотрел? Что мне хотели этим сказать? Что женщина, которую тридцать лет насилуют, станет человеком и вышибет мозги белому мужчине? Что геймер, влюбившийся в NPC из MMORPG, станет серийным маньяком? Таких смешных смыслов накопать, наверное, удастся, но на этом и все.

Мотивация почти всех персонажей-людей (включая человека в шляпе, во внезапное перерождение которого я не могу поверить) просто не поддается какому-либо объяснению.

Вернее, объяснение у этой истории может быть только одно: это парк внутри парка. Роберт и остальные — это тоже роботы, только более совершенные, созданные для развлечения настоящих хозяев. Тогда, конечно, можно будет объяснить любую глупость в поведении персонажей. «Их просто так запрограммировали»!

Впрочем, фанаты, которые хотят почувствовать себя умными, и без того придумают объяснения.

Как это уже не раз было.