Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Рецензии по пираточке

В «Твиттере» родилась дискуссия, суть которой пересказал DTF. В Интернете раньше времени появилась шестая серия «Игры престолов», так надо ли сразу писать рецензию и другие материалы по ней, или же отложить все это до понедельника (в то время как на форумах и в блогах серию будут обсуждать, это неизбежно)?

При этом всем, конечно, понятно, что сама новость о сливе — это нормально. Вопрос именно в том, обсуждать ли содержание серии.

Почему и для кого это может быть плохо?

Представьте себе, что вы честный подписчик «Амедиатеки». Вы хотите смотреть новую серию в хорошем качестве и на русском, а потом обсудить ее с друзьями и почитать мнение уважаемых вами журналистов.

И тут вдруг вы видите, что уважаемые вами журналисты уже все посмотрели (пиратскую версию), уже все написали, в комментариях кипит жизнь, а вам обидно, что вы не можете присоединиться к этому празднику. Ну или можете (тоже посмотрев пиратку, на английском и с плохим звуком), но при этом будете испытывать дискомфорт. И потому что вы вынужденно опустились до уровня вора-Васи, который никогда ни за что не платит, и за то что уважаемые журналисты опустились до этого же уровня.

Не смертельно, конечно, но немного некомфортно.

Не катастрофа это и для «Амедиатеки» или HBO. Просто для правообладателя контента любое медиа, которое преждевременно публикует рецензии или спойлеры, — это уже не медиа. С ним нельзя больше никогда работать. Медиа не нарушает закон (сложно даже доказать, что журналисты что-то качали, а не пересказывают чьи-то чужие слова). Просто оно из категории медиа переходит для правообладателя в категорию обычных пользователей (блогеров, рандомных людей на форуме). То есть, людей с другим уровнем доступа к информации. Людей, которым нельзя ничего доверить. Как алкаш, которому нельзя доверить бутылку.

(критиковать медиа за пропаганду пиратства в данном случае глупо, потому что вряд ли правообладатель что-то потеряет из-за этого, да и шило в мешке не утаишь — о сливе и так все узнают; ну и журналист всегда может сказать, что оплатил подписку на «Амедиатеку» на год).

Зачем вообще нужны эти эмбарго и почему правообладателей беспокоят преждевременные рецензии? Потому что, на самом деле, всем лучше, когда новую игру или новую серию все получают одновременно, когда все рецензии и спойлеры появляются одновременно и когда все синхронно начинают обсуждать тему. Это комфортно. Я просыпаюсь рано утром в понедельник и перед завтраком смотрю «Игру престолов», а утром уже спокойно выхожу в Интернет, вижу первые отзывы и оставляю свои. Это удобно.

В случае с играми дата снятия эмбарго подбирается так, что у журналистов было достаточно времени спокойно ознакомиться с игрой целиком, а не спешить ради кликов и публиковать некачественный текст раньше всех. То есть, если бы эмбарго не было, то каждый побежал бы делиться мнением, поиграв пару часов (по той же логике, по которой надо сразу же писать рецензию на слитую серию). А так все вынуждены играть и писать неделю-две как минимум, от чего выигрывают прежде всего пользователи.

И тут возникает вопрос.

Время от времени происходят сливы игр. Однако ни одно мало-мальски серьезное медиа (даже российское) не будет публиковать рецензию по пираточке до даты снятия эмбарго на ревью. Даже если на форумах игру уже обсуждают. А вот про сериалы российские медиа смело пишут как хотят и когда хотят. Почему так получается?

Да потому что современный российский сериаложур — как игрожур конца 90-х. Без контактов с источником. Посмотрел серию — написал. Увидел что-то на западных сайтах — перевел. Все.

Можно сколько угодно говорить о современном подходе к созданию медиа, но как только издание захочет получать свои интервью, эксклюзивы, фоточки, репортажи, так сразу весь современный подход и закончится.

Почему западные медиа не пишут рецензии на слитые серии? Потому что они как раз работают с источниками и хотят, чтобы в киноиндустрии и сериальной индустрии к ним относились как к медиа, а не как к обычным пользователям (с которых спрос никакой).

Другое дело, что я знаю немало людей и в российской игровой журналистике, которые вообще не понимают, зачем нужны контакты в индустрии и зачем работать с источниками. Им достаточно того, что с источниками работают в англоязычном Интернете, и всегда можно нагуглить достаточно контента для компиляции и сделать из этого собственную статью. Более того — они принципиально считают, что комментарии брать незачем, потому что все равно им соврут или скажут какую-нибудь маловажную ерунду, поэтому предпочитают вообще не контактировать с индустрией.

Но это, конечно, никакой не современный подход, а подход двадцатилетней давности.