Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Почему Altered Carbon — это важно

Сериал Altered Carbon («Видоизмененный углерод») — это научно-фантастический сериал в эстетике киберпанка, который вышел пару недель назад на «Нетфликсе». Это не лучший сериал года, к нему есть вопросы — прежде всего по сумбурному сюжету и логике персонажей во второй половине сезона. Но Altered Carbon важен самим фактом своего существования.

Брат-близнец Altered Carbon — сериал The Expanse.

Оба сняты по мотивам литературного первоисточника средней известности — то есть, длинных коммерчески успешных циклов, с наградами, но все же не уровня «Игры престолов», «Властелина колец» или «Гипериона». Хорошая, добротная фантастика, которой на рынке немало.

Оба сняты с максимальным уважением к духу книги и, по возможности, к букве книги. На серьезных щах. Если космоопера, то с невесомостью, инерцией, скафандрами, межпланетной экономикой, политикой, интригами. Если киберпанк, то с нуарными мужиками, нуарными женщинами, high tech/low life, дистопией, властью корпораций, хакерами. Не сказка, не прямолинейный боевик, не овечка-морализатор в шкуре киберволка. Не «Стар Трек», не «Звездные войны», не «Матрица». Не обезжиренный голливудский «Призрак в доспехах».

Поэтому в The Expanse так много внимания, например, уделяют эволюции языка и собственной культуры у жителей пояса астероидов (хотя могли бы свести всю их борьбу к «борьбе за права и свободы»), а в Altered Carbon подробно объясняют, в чем проблема — возвращать к жизни верующих католиков, и вводят такую изящную сущность как AI-отель, который уже пятьдесят лет назад как вышел из моды и никому не нужен.

Altered Carbon — это просто энциклопедия киберпанка, экскурсия по миру киберпанка от самых низов до самых верхов. То, что главный герой — это одновременно японец (у классиков, вроде Гибсона, мир киберпанка вообще строился на базе Японии с корпорациями-дзайбацу) и высокий грустный мужчина в духе персонажей Филипа Дика — это прямо двойной удар в сердце фаната. Кастинг актеров и актрис просто великолепен. Все научно-фантастические допущения и все научно-фантастические извращения — выше всяких похвал.

И тут внезапно возникает вопрос: а почему раньше нельзя было снимать так же и то же?

Есть стойкое убеждение, что серьезная научная фантастика не продается, что ее фанаты не сделают кассу, — поэтому, кстати, даже игр таких не так уж много. Поэтому можно снимать «Звездные войны», «Властелина колец», можно снимать даже сериалы по «Шаннаре» и «Правилам волшебника». Можно снимать комедии в духе «Назад в будущее». Можно снимать даже серьезные фильмы о контакте, вроде «Прибытия». Но нельзя снимать задротские фильмы с большим количеством деталей и сущностей, которые могут быть непонятными и ненужными массовому зрителю.

А оказалось, что можно взять совершенное среднюю, обычную книгу, дословно перенести на экран, и все будет хорошо. Уж точно лучше, чем очередные сказки, вроде «Восхождения Юпитер» или «Валериана».

Хватит уже сказок!