Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Почему вас бесят новые «Звездные войны»?

В твиттере сражаются те, кому восьмой эпизод невероятно нравится, и те, кого он ужасно раздражает. На самом деле, правы и те, и другие. Откуда все эти эмоции? Да просто новые «Звездные войны» действительно получились отличными и обижают ровно тех, кого и должны были покоробить.

Сразу задам мою личную систему координат, чтобы не было вопросов.

«Звездные войны» — это сказка, фэнтези, а не фантастика. В них не работает наука, только магия или религия. Сверхсветовые двигатели, бластеры, бомбардировщики, роботы — это все от начала и до конца магия. Поэтому любые научные претензии тут бессмысленны. Если вам рассказывают о детекторе сверхсветовых прыжков, воспринимайте это как зеркало Галадриэль, а не прибор.
Естественно, логика в «Звездных войнах» тоже должна быть, но это логика поступков, логика мотивации. Но вопросы в духе «а почему нельзя было на автопилоте отправить корабль на таран» или «почему топливо нельзя было перегрузить туда-то» задавать не надо. Это так не работает.

Если же говорить о конкретных эпизодах, то худший — седьмой, за ним — первый. Дальше все уже в целом хорошо, а самый крутой — наверное, пятый. Но это уже вкусовщина.

Почему мне не понравился седьмой? Потому что это просто переснятый четвертый, но с новыми неприятными персонажами. Из-за того, что это переснятый четвертый, меня ничего в сюжете не удивляло. А неприятные персонажи просто мешали смотреть. Наверное, это было можно воспринимать просто как зрелищный римейк и наслаждаться спецэффектами, но мне так неинтересно. Проще уж пересмотреть четвертый.

Так что на восьмой эпизод я не слишком надеялся, а когда услышал, что там переделали сюжет пятого и шестого эпизодов сразу, заранее шел на фильм с уверенностью, что он отвратителен. И внезапно оказался неправ.

Восьмой эпизод «Звездных войн» — это великолепный, талантливый и самый влиятельный и вменяемый фильм на тему diversity. И дело здесь совсем не в том, что собраны актеры разных полов и цветов кожи. Даже не в том, что на три ключевые роли были взяты нарочито некрасивые люди (это тоже diversity, а не ошибка при кастинге, как я думал после седьмого эпизода). Это несложно. Смысл фильма — в том, чтобы взять знакомые с детства сцены из классических «Звездных войн» и показать, как с ними будут справляться современные люди с современной моралью и современными жизненными принципами. То есть, diversity здесь не во внешности актеров, а в поступках их героев. И это очень важно. И именно ради этого и нужно было пересказывать знакомые истории, а не придумывать новые. Чтобы контраст ощущался отчетливее. В седьмом эпизоде, кстати, этого практически не было. Поэтому седьмой эпизод не удивлял, а восьмой — да.

Самый простой пример — загадка родителей Рэй. В прошлом веке было важно происхождение героя. Было важно сказать «Люк, я твой отец». В наши дни происхождение неважно. Хоть ты сын короля, хоть ты потомок незаконных мигрантов — ты все равно можешь стать кем-то значимым. Это абсолютно принципиальный момент.

Другой пример: фильм несколько раз демонстрирует, что классическое мужское геройство — ненужная и даже вредная ерунда. По Дамерон весь фильм совершает мужественные поступки и придумывает крутые самоубийственные планы, которые в фильмах прошлого века поощрялись и всегда приводили к хэппи энду. Более того: до недавнего времени вершиной феминизма было взять героиню-девушку и показать, что она тоже способна на классическое мужское геройство. В восьмом эпизоде это тоже есть, в самом начале. Но потом показывается, что нет, это все плохо, это все устарело, это все в конечном итоге ведет к поражению.

Вот это унижение, растаптывание идеи мужского героизма, на мой взгляд, и есть та причина, по которой восьмой эпизод многих коробит. Конечно, в этом смысле фильм сильно расходится с духом первых двух трилогий, но зато он же абсолютно соответствует духу времени.

Другой важный момент: в восьмом эпизоде заходит речь о том, что вселенная по своей природе балансирует тьму и свет (примерно как в «Ночном дозоре»). Поэтому мир возможен только тогда, когда нет ни света, ни тьмы. То есть, ни героев света, ни героев тьмы. Ни джедаев, ни ситхов. Условно говоря, чтобы не было войны, нужно, чтобы среди мировых лидеров не было ни Гитлера и Муссолини, ни Рузвельта и Черчилля, только пресные безликие чиновники.

Тоже очень актуально и тоже очень неприятно. Многим нравится идея лидеров, которые ведут за собой.

Наконец, восьмой эпизод очень просто обходится с темой отцов и детей. Старшее поколение — консервативное, параноидальное, слабое — должно уйти. Самоубиться. Быть убитыми. Пожертвовать собой, возможно. Дети априори мудрее родителей и лучше все знают. Родители во всем виноваты. Судьба Сноука в этом смысле абсолютно понятна: фильм-то не о нем. Фильм о том, что такие, как Сноук, смешны и устарели. Как, впрочем, и Люк (единственный косяк здесь — судьба Леи, вот здесь я логику не очень понимаю).

Те, кто из-за возраста ассоциируют себя скорее с Люком и Сноуком, чем с Рэй и Кайло Реном, тоже не в восторге.

И это я только прошелся по верхам. Тут даже роботы и животные показаны как личности, и их роль гораздо важнее, чем в старых частях. Капитан Фазма ведет себя как раз как условная Байонетта — сильная женщина, но не из тех, что нравятся феминисткам. Рэй, когда ведет себя как мужик, едва не убивает мирных жителей просто из-за неуклюжести. А самый мощный момент фильм — когда Кайло Рен отказывается от маски. Во-первых, Кайло Рен перестает подражать Дарту Вейдеру, во-воторых он — человек с современной моралью — перестает стесняться внешности (и шрамов) и хочет, чтобы мир принимал его таким, какой он есть. Страшный? Ну и что? Аглишейминг? Мне даже парочка из афроповстанца и бодипозитивщицы понравилась, потому что им очень образные роли прописали — современный мужик-трусло и современная девочка-гик (которая ночью пишет фанфики на «Гарри Поттера» и «Шерлока Холмса»). Очень современно.

Так что фильм невероятно содержателен. И речь не о битвах-приключениях-спецэффектах-шуточках (хотя даже их впихнули в один фильм примерно столько, сколько на два фильма бы хватило), сколько именно о смысловом содержании.

Другое дело, что одни фанаты «Звездных войн» — эскаписты, хотят просто погрузиться в мир далекой галактики и не думать о проблемах реального мира. Другие фанаты живут до сих пор ценностями прошлого века и отвергают современную западную идеологию.

А ведь восьмой эпизод еще очень, скажем так, толерантен к нетолерантности. Он старается никого не обидеть (кроме рыжих). Он просто показывает, что старые подходы к решению тех же проблем уже не работают.

Какие подходы работают? Очевидно, узнаем из девятого эпизода.