Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Робокоп — это круто

Последний месяц я только и слышал, что о том, что новый «Робокоп» — говно. Охотно верил: с фильмами, играми, сериалом о роботе-полицейском как-то все было плохо, все не то. Верил, как выясняется, зря.

Сначала немного о контексте. Вот был фильм «Робокоп» — культовый боевик из детства. Немного трэша. Немного социальной сатиры. Немного киберпанка. Немного антиутопии. Немного комедии. И все это — вкусовые добавки к БОЕВИКУ о РОБОТЕ-ПОЛИЦЕЙСКОМ (по факту — киборге, а не роботе), который мочит ПЛОХОГО РОБОТА. Это могло быть круто только один раз, дальше уже терялся эффект новизны. Нечего рассказывать. Если уж что и делать — так римейк, который был бы адекватен второму десятилетию XXI века.

Далее был трейлер нового «Робокопа», который вызвал какие-то дикие споры в Интернете. Мне все дико понравилось — быстро, стильно и в чем-то в духе индийского фильма «Робот». И шутки, да — вот игра словами «bad cop — robo cop» отличная.

Оказалось, однако, что акценты в фильме расставлены чуть иначе, чем в трейлере: больше серьезных щей, меньше перестрелок «робокоп против сотни врагов».

В оригинальном «Робокопе» сеттинг был вполне киберпанковский: очень слабое государство и очень сильная корпорация, которая готова взять на себя управление городом. Главный герой только и может, что играть на противоречиях в руководстве OCP. В новом «Робокопе» государство — сильное, США — всемирный полицейский, которому Ок невинные детские трупы в Тегеране, но пока еще не Ок в США. Корпорациям же неинтересна власть, нужны только деньги за государственные контракты. А где деньги — там и коррупция. Продаются копы, продается (причмокивая) пресса, но при этом система сдержек и противовесов в США все же работает. Сенаторы не готовы рисковать переизбранием и учитывают мнение общественности (детские трупы в Тегеране общественности при этом все равно Ок). Повлиять на них можно только косвенно — через эту самую общественность, а этот прием доступен не только корпорациям.

Небольшое лирическое отступление: представьте себе, чтобы в России сняли фильм о том, как робот из «Августа. Восьмого» убивает чеченских мальчишек на улицах Грозного, а Чубайс предлагает вывести на улицу Москвы андроидов. Или представьте себе, что новый «Робокоп» с тем же сценарием был бы снят про Россию. Вот-вот. А про себя им Ок такое снимать — собственно, поэтому они и удивляются, почему нам не Ок.

Anyway, оригинальный «Робокоп» сумел предсказать банкротство города Детройт — это круто, но… Но его киберпанковский месседж не очень уместен сейчас, после войн в Ираке и Афганистане, после кризиса 2008 года, когда государство спасало корпорации от банкротства. Поэтому сейчас тот «Робокоп» архаичен.

Новый «Робокоп» же очень четко улавливает дух времени даже в не самых важных, казалось бы, кадрах. Вот вспомните момент, когда робокоп выбегает из сверкающей лаборатории с высокооплачиваемыми американскими учеными, через пару дверей попадает в сборочный цех с сотней одинаковых рабочих (возможно, нелегалов), а потом выпрыгивает за стену в какое-то невозможное здесь рисовое поле с сотней одинаковых рабочих (уж точно нелегалов). Лучше о США крупными мазками рассказывал разве что «Облачный атлас» (эпизод с ядерной электростанцией).

Или вот возьмите сцену, когда робокоп мгновенно находит убийцу, которого шесть лет не могли поймать. Притом, что города США утыканы камерами наблюдения, и ничего уникального в софте робокопа нет. Так и в реальности: cистема тотальной слежки в стране давно есть, но террористы прекрасно могут разгуливать под самым носом и делать свое черное дело.

В новом «Робокопе» лучше показана трагедия Мерфи — его оторвали от секса с женой, сразу же взрыв, и он уже киборг. С рукой, но без члена. Киборг настолько омерзительный без костюма, что веришь, когда Мерфи просит просто отключить систему жизнеобеспечения. В старом «Робокопе» все же казалось, что чуваку в каком-то смысле повезло — дали возможность покарать плохих парней, сделали крутым.

Конечно, плохо, что Льюис — это теперь мужик-негр, а не девушка. Но, наверное, лишняя женщина в кадре отвлекла бы внимание от жены Мерфи.

Единственное, что мне в фильме не понравилось, — смазанная сцена в финале, которая должна была заменить классическое «you’re fired». Не очень понятно, что именно дало Мерфи возможность выстрелить. Ну, человеческая сторона в нем переборола директиву OCP. Но что именно послужило триггером? У сценаристов была возможность дать четкий ответ на этот вопрос, но они предпочли правдоподобный, но скучный вариант: ну, он напрягся и смог. А можно было придумать диалог, который бы цитировали десятилетиями.

Зато, например, есть великолепная сцена боя с новыми ED-209, реалистичная (без чудесных подвигов робокопа) и очень ярко заканчивающаяся. Есть колоритный парень-маркетолог. Отлично заканчивается поиск предателей в полицейском участке. Очень много крутого. Это прекрасно.