Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Такой «Терминатор» нам нужен

Слышал кучу разных мнений о фильме «Терминатор: Генезис» — кому-то очень не понравился, кому-то, наоборот, очень понравился, кто-то считает просто обычным летним блокбастером. На мой взгляд, это отличный фильм. Я даже не представляю себе, можно ли было его сделать лучше… с учетом того, что это фильм 2015 года.

Более того — на самом деле, даже третий фильм был не так уж плох, как о нем говорят, и только четвертый — бессмысленное говно.

Сейчас поясню.

Первые две части медиафраншизы снимались в совершенно другую эпоху. Первый «Терминатор» вышел в том же году, что и «Нейромант» Гибсона, и косвенно может быть отнесен к тру-киберпанку. Тогда компьютерам приписывались мистические свойства, при этом никто, кроме горстки программистов, толком не понимал, как все эти транзисторы работают и на что способны. Поэтому казалось, что роботы-гуманоиды и искусственный сверхразум — это дело ближайшего будущего, что чертовски пугало. Первые два «Терминатора» также опирались на инфернальный страх людей перед глобальной ядерной войной (СССР еще существовал, его клеймили «империей зла»). Угроза казалась настолько чудовищной, что всем было очевидно: для ее парирования надо чем-то жертвовать (отсюда и смерти ключевых положительных героев). И да, именно в контексте холодной войны фильм про робота, спасающего мир от апокалипсиса, можно было снимать на серьезных щах.

К третьей части «Терминатора» компьютеры всех мастей были чем-то совершенно обычным, Honda уже разработала гуманоидного робота Asimo, и пугать человечество можно было разве что страшным вирусом, который захватит военную сеть (да и то все понимали, что только тупые солдафоны могут в это поверить и повестись на разводку Скайнета). Поэтому нормально, что фильм запоминался прежде всего розовыми очками Шварценеггера, боевым гробом и сиськами терминаторши. Ядерная война к тому времени стала совсем уж лулз-историей, только что котиков не хватает. А противоатомный бункер, в который попадают герои в конце, не зря кажется им какой-то замшелой древностью из прошлого. Это реально в 2003 году окаменевшее говно мамонта, о котором все забыли, а оно внезапно людям все же нужно, о чем зрителям поучительно рассказывают в финале.

Четвертый фильм был просто говном, потому что никому не интересно месилово в будущем (потому что в такое будущее, напомню, сейчас никто не верит). Вернее, как — в ретрофутуризм а-ля Fallout поверить можно, потому что видно, что это такая интеллектуальная игра идеями, what if. А в прямолинейный судный день а-ля «Терминатор» — нет. Не вызывает все это никаких эмоций, никакого душевного отклика, никакого узнавания.

Пятый фильм снимался в годы, когда в судный день а-ля «Терминатор» уже никто не верит, но первые две части «Терминатора» разобраны на цитаты, и эти цитаты уже настолько живут своей жизнью, что на их основе можно легко слепить новую историю (постмодерн, да) с новым, современным смыслом, и именно это и нужно людям. Важный момент: не переснять первые две части (получилось бы говно), а пропустить через мясорубку и перекомпоновать, да еще добавить Мать Драконов (чудовищно сильный ход — тот случай, когда предыдущая роль актрисы бесконечно важна), цитаты из «Чужих» и разных других фильмов, да еще сделать так, чтобы было невозможно понять — это все на серьезных щах или же авторы просто глумятся. Умение сделать каждое высказывание одновременно смешным и серьезным (квантово существуют в двух состояниях сразу, лол) — это как раз Интернет-язык из 2015 года, которым и изложен «Терминатор: Генезис».

Угроза глобальной ядерной войны находится где-то на втором плане, в числе прочих цитат, фильм опирается на более значимый страх родом из 2015 года — страх перед тем, что все люди добровольно транслируют всю информацию о себе и своей жизни в Интернет, безоговорочно доверяют соцсетям и гаджетам. Самое смешное, что я сильно сомневаюсь в том, что новый «Скайнет» вообще бы стал запускать ракеты (упоминание о том, что ему дадут доступ к военным серверам, — это, на мой взгляд, лишнее), ему вполне было бы достаточно контроля над всей человеческой техникой (попробуйте представить себе такое!). Но одновременно 2015 году свойственен и безрассудный, наивный оптимизм. Соцсетей на самом-то деле боятся лишь единицы, в глобальную войну, как я уже говорил, никто не верит, зато все верят в обязательный хэппи-энд. Все айфоны починят, всех раненых вылечат, не потребуются никакие жертвы во имя всеобщего счастья (кроме сотни безымянных водителей, которых случайно укокошат хорошие парни), а будет нормальная гетеросексуальная семья с дедушкой-терминатором.

Ах да, можно назвать фильм обычным летним блокбастером, благо спецэффекты великолепны (а один из персонажей словно пришел из «Трансформеров»). Но юмор-то в том, что в 2015 году востребован именно такой постмодернистский «Терминатор» про социальные сети, смехуечки, постаревшего терминатора Калифорнии и сращивание человека с айфоном, а не какой-либо другой. В том числе, конечно, и как повод по-хипстерски собрать друзей в коворкинге и посмотреть с айпада первые две части под крафтовое пиво.