Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Нормальный Don’t Starve

Благодаря халяве PS Plus играю в Don’t Starve на PlayStation 4. Это даже интересно. Проблема в том, что игра более писишная, чем консольная. Ну и жаль, что хорошая идея игры потрачена на инди.

Сначала раскрою смысл выражения «более писишная, чем консольная». Игра очевидно рассчитана на монитор, в который геймер должен уткнуться носом, разглядывая иконки и тыкая по ним мышкой. Пользовательский интерфейс в смысле железа (устройства ввода и вывода) всегда ключевым образом влияет на геймдизайн игр и запросы их потребителей. Вот все это собирательство лута в количествах, распределение его по ячейкам и менеджмент рюкзаков с кроликами — то, что идеально подходит играм на PC. Людям нравится собирать лут — как белки готовятся к зиме или как сороки тащат все блестящее в гнездо, а на PC это удобнее всего делать. Don’t Starve изящно придала смысл столь увлекательному занятию. Но главное, конечно, — то, что писишным геймерам нормально, когда игра задает граничные условия и предлагает людям самим развлекаться так, как им нравится. Писишная игра создает условия для развлечений, консольная игра — развлекает. Я писишные игры, к слову, люблю — это ведь и про Civilization, и про Victoria, и про Duke 3D с Quake. Так что это не критика.

А теперь — про хорошую идею. Базовая механика про собирательство, выживание и линейку психического здоровья — это классно. Выдуманный безумный мир со свинолюдьми и глазастыми цветами — классно (хотя визуальный дизайн я все равно не одобряю — слишком больной). Игра заставляет бояться неизвестного, бояться ночи и очень сильно бояться зимы. Это сильно. Еще очень хорош в ней социальный аспект — о Don’t Starve почти так же прикольно говорить, как и об Animal Crossing. Проще и веселее задать вопрос другим играющим, чем залезть в FAQ за ответом. Это прекрасно.

Проблема в том, что с игрой довольно быстро все становится понятно, после чего остается только бороться с кривым интерфейсом (причина почти всех моих смертей), тупо зазубривать список предметов и их иконки, пробовать переигрывать с другими базовыми условиями, либо же из принципа проходить до конца (достаточной мотивации для этого нет).

Don’t Starve не хватает нормально организованного прогресса по игре (пока есть дополнительные персонажи и ачивки, но это не то) и удобной кривой обучения. В этом смысле ее логично сравнить с Tokyo Jungle: то же выживание, те же быстро идущие дни, такой же безумный открытый мир. Но в Tokyo Jungle, хоть и можно делать что угодно, есть конкретные задачи, за выполнение которых полагаются награды. Также в Tokyo Jungle интуитивно понятно, например, кто из животных сильнее, и какая добыча принесет больше очков сытости. Вы все равно будете часто ошибаться, но на каждой из ошибок чему-то научитесь. Играть в Don’t Starve без справочника по предметам — какое-то изощренное извращение, при этом внутри игры статистики по эффектам той или иной еды попросту нет. Хотя по логике игры было бы правильно, чтобы герой вел дневник об особенностях предметах и существ, с которыми успел столкнуться.

Don’t Starve можно было бы из инди превратить в нормальную писишную игру уровня хотя бы того, что делает Paradox. Задротскую — да. Похожую на сведение бюджета в экселевской таблице за час до дедлайна — да. Но удобную и располагающую к прохождению до конца. Такую, где все зависит от принятых вами решений. Я бы такую купил.

Но вот представьте себе, что механика Don’t Starve перенесена в недавнюю Tomb Raider. Настоящий симулятор выживания. Чтобы лук и стрелы нужно было мастерить из подручных материалов. Чтобы без костра ночью было не выжить. Чтобы вокруг ночью летали трехмерные глюки смертельно уставшей двадцатилетней студентки. Но без сбора сорока единиц веток и сорока единиц травы. С удобно организованным хранилищем припасов. И совершенно без людей. Только остров, гробницы, японская военная база, монстры, звери и героиня. И грядки с рисом. И задача — разгадать тайну острова и выбраться с него (обязательно с промежуточными результатами, вроде починки радиовышки). А как задачу выполнять — дело геймера.

Вот такую игру сделать — это было бы по-настоящему сложно. Это было бы достижением. Это было бы настоящее произведение искусства.

А Don’t Starve — это лишь талантливый набросок карандашом.

P.S.
Кстати, идеальный сюжет для игры про выживание на острове — «Таинственный остров» Жюля Верна. Я вот помню, как из одного зернышка риса и одной спички умные люди создали на острове настоящую цивилизацию (кажется, даже с динамитом). И все абсолютно достоверно.