Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

По хардкору

Мне задали вопрос — что такое хардкорные игры, почему они (вроде бы) умирают, кому нужны и что будет дальше. Ок, вот ответ.

Четкого, общепринятого определения хардкорных игр не существует. Хотя термин все используют налево и направо и более-менее понимают, о чем речь. Но я слишком много сдавал экзаменов по математике, логике и другим точным наукам, поэтому такой бардак мне не нравится. И свое определение хардкорных игр я уже давал, повторюсь еще раз.

Хардкорные игры — это игры, которые привлекают хардкорных геймеров. Вот так просто.

А хардкорные геймеры — люди, для которых увлечение играми действительно важно. Если казуальные геймеры убивают за играми свободное от работы и более приоритетных развлечений время, то хардкорные геймеры специально выкраивают время, чтобы потратить его на любимую игру.

Есть хороший анекдот — приходит сын к отцу, рассказывает отцу о подорожании водки и радуется: «папа, теперь ты будешь меньше пить». А отец такой ему отвечает: «Нет, сынок, ты будешь меньше есть». Вот отец из анекдота — это хардкорный алкоголик.

Хардкорные геймеры — это люди, которые играют и будут играть вне зависимости от внешних обстоятельств (хотя могут играть меньше или больше — это неважно!). Цена на игры, семейные обязательства, работа — все это не настолько важно, чтобы отказаться от увлечения совсем. И товаров-субститутов для хардкорных геймеров не существует (а казуалы легко могут заменить игры походом в кино).

Почему хардкорные игры надо определять через их аудиторию, а не через какие-то жанровые характеристики или особенности игровой механики, вроде высокого уровня сложности? Да потому что хардкорные игры — слишком разные, чтобы так можно было сделать. Сложность? Есть казуальные головоломки, вроде той же Angry Birds, которые не менее сложны, чем самый злой платформер. Да, и попробуйте пройти «Тетрис». Потенциал для задротства? Казуальные условно-бесплатные браузерки дадут фору самой хардкорной игре. Высокий порог вхождения? Есть полно хардкорных файтингов, в которых за минуту разберется любая пенсионерка (хотя, конечно, и бросит играть, когда внук от нее отстанет). Даже среди игр для датчиков движения есть хардкорная Dance Dance Revolution, хотя большая часть развлечений для Kinect и Wiimote казуальны. Наконец, совершенно нельзя предсказать, какие типы игр появятся в будущем, какие из них будут хардкорны и как это вообще определить заранее (если не через аудиторию).

Ну и, конечно, определение хардкорности игр через жанры и механику — наилучший триггер для межгалактических срачей о том, кто здесь настоящий геймер, а кто — так, рядом проходил.

Что происходит с хардкорными играми в последние годы? В них перестают играть казуалы. Да, верно, если игра хардкорна, это отнюдь не значит, что часть тиража не куплена казуалами (по большей части случайно, со скуки, потому что рекламу увидели и т.п.). Но в последние годы у казуалов появилось очень много альтернативных вариантов игр — условно-бесплатных, мобильных и так далее, которые банально стоят дешевле и доступнее во всех смыслах.

К слову, хардкорному геймеру неинтересны условно-бесплатные игры как концепция, потому что «бесплатная сокращенная версия» ему неинтересна. У него нет задачи убить медленно тянущееся время максимально дешево. Хардкорный геймер хочет тратить свое ограниченное, драгоценное время, выкроенное на любимое увлечение, максимально ярко и играть только в полную, полноценную версию чего бы то ни было, без вариантов. А в случае с условно-бесплатными играми это обычно слишком дорого — куда дороже, чем ритейловая игра или подписка на онлайн-сервис. Хотя, конечно, если игра действительно очень интересна, геймер разорится — он же хардкорщик. Но обычно хардкорные онлайн-игры используют традиционную модель оплаты — как EVE Online, например.

Anyway, хардкорные игры, потеряв часть доходов (от казуалов), не стали дешевле в производстве и внезапно оказались на грани окупаемости. И тут появился вопрос — что с этим всем делать. Сокращать расходы — так хардкорные геймеры хотят графон. Становиться ближе к казуалам — так эти гады все равно уйдут на фритуплей. Делать то, что и всегда, — так и разориться можно.

Так и не придумали пока. Пробуют разное понемногу.

Но хардкорные игры, конечно, как выходили, так и продолжают выходить. Хардкорных геймеров — около 100 млн. человек (цифра из презентации Electronic Arts) по всему миру (в начале девяностых было от силы 30 млн.). И игры для них делают. Пока. Rome: Total War 2, Pokemon X/Y, The Last of Us, DmC, даже Call of Duty: Ghosts и Battlefield 4 — хардкорные игры (хотя среди покупателей двух последних велика доля казуалов).

Если же кому-то кажется, что сейчас играть не во что, — поздравляю, вы устали от (бывшего) любимого увлечения, надо немного от него отдохнуть. Заняться, например, спортом. Или косплеем. Главное — отвлечься от написания бессмысленных букв в Интернете.