Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

За что я люблю ПК

Некоторые читатели отчего-то думают, что мне не нравится играть на ПК. Это неправда. У ПК как игровой платформы есть своя ниша. Даже две.

Фанаты ПК любят рассказывать о том, как они классно подключают джойпады к 100-дюймовому телевизору и на компе с начинкой на 100 тыс. рублей запускают топовые игры на ультра-настройках и радуются жизни. Все это не имеет никакого отношения к сути ПК как игровой платформы.

Любая игровая платформа определяется общими для подавляющего большинства владельцев устройства признаками.

Как правило, речь об устройствах ввода и вывода. То есть, отличительная особенность ПК — это мышь, клавиатура и монитор. Для сравнения, PlayStation 4 — это джойпад с двумя аналоговыми рычажками, кнопками и шифтами плюс телевизор. Wii — это палка, которой можно размахивать плюс, опять же, телевизор. Nintendo 3DS — портативное устройство с ОДНИМ (и неважно, что будет New 3DS) аналоговым джойстиком. Некоторые устройства, вроде EyeToy или Kinect, создавали дополнительную платформу, вроде Xbox 360 + Kinect, со значительно меньшей аудиторией. Иногда даже такой сокращенной аудитории у суб-платформы набиралось достаточно, чтобы делать для нее эксклюзивы.

В принципе, конечно, можно подключать к консоли мышь и клавиатуру, выводить картинку на монитор, как и подключать к ПК джойпад и выводить картинку на телевизор. А к Nintendo 3DS можно подключить Circle Pad. Но все игры разрабатываются и оптимизируются в первую очередь под базовые устройства ввода-вывода, которые гарантированно есть у всех потребителей, все остальное — второстепенно.

Вторая отличительная особенность ПК — невероятная массовость. Как правило, какой-то компьютер есть дома или в офисе и так, его не нужно специально покупать. И он, скорее всего, подключен к Интернету. В этом смысле стоимость покупки компьютера для геймера сводится к нулю. Он и так есть дома. Именно отсюда — и странные реплики, вроде «консоль за 300 долларов — это очень дорого, не куплю ее».

Под эту самую вторую особенность, под массовость, были придуманы онлайн-игры по модели free-to-play. От совсем легких браузерных до более требовательных клиентских, но в целом достаточно простых, чтобы их можно было запускать везде. В ту же Доту 2 я играю на ультабуке со встроенной графикой, и все Ок, работает. На массовых ПК с нулевой воспринимаемой ценой можно играть абсолютно бесплатно, что большинство и делает, но несколько процентов платящих игроков обеспечивают оборот в 50 млрд. долларов — примерно столько же, сколько у консольных игр. И это, на самом деле, совершенно нормально и естественно для ПК как игровой платформы. Вопросы возникают скорее к платящим игрокам, которые зачем-то тратят огромные деньги на воздух, но это, в конце концов, их деньги.

Онлайн-игры по модели free-to-play должны быть именно на ПК, консоли для них плохо приспособлены (недостаточно массовы, даже 100 млн. потенциальных пользователей — это не так уж много).

Возвращаемся к первой отличительной особенности. Зачем нужен игровой ПК? Чтобы на нем можно было играть в то, для чего жизненно необходимы мышь, клавиатура и монитор. Например, это киберспортивные FPS, вроде Quake и Counter-Strike. Есть консольные FPS, вроде Halo, оптимизированные под джойпад, — в них менее важно точное и быстрое попиксельное прицеливание и более важен менеджмент оружия, способностей костюма, техники и т.п. Но традиционные FPS с ПК и должны выходить именно на ПК. Некоторые игры, вроде Call of Duty, удается хорошо оптимизировать и под то, и под другое, и это тоже нормально (хотя ПК-версия при этом все равно в 20 раз менее популярна, но свой миллион пользователей собирает). Другой классический пример — это стратегии, вроде Total War или Civilization или Europa Universalis, менеджеры, вроде Football Manager. Здесь обязательно нужны мышь, клавиатура и монитор. На консолях подобные игры выпускать совершенно бессмысленно (и все попытки провалились). Наконец, я не очень понимаю, зачем на консолях выпускать Diablo — игра создана именно для ПК.

Все эти традиционные ПК-игры продаются не то чтобы очень круто, но свои 3-5 млрд. долларов в год собирают, и этого достаточно, чтобы их продолжали делать. Но 90-95% денег и аудитории ПК-гейминга — фритуплей. Поэтому, когда вам показывают очередную табличку о невероятной популярности ПК, — нужно понимать, что речь идет о Dota и LoL, а не той же Total War или Call of Duty.

Подводя итог: на ПК нужно играть в Counter-Strike, World of Tanks, Dota, Diablo 3, Total War, Civilization, World of Warcraft, Hearthstone, Divinity, Perfect World, Wasteland 2. Это родные для ПК игры, которых бы не было без ПК, и за которые нужно хвалить ПК как игровую платформу. Многие из них мне нравятся.

Что делать с портами? Нормально ли покупать нового Бэтмена и запускать на супернавороченном компьютере с крутым телевизором и аудиосистемой на ПК, подключив джойпад от консоли? Нормально. Если игра будет работать без глюков, то геймер получит тот опыт, который и подразумевался разработчиками, но графон будет самый самый топовый. Прикольно? Прикольно. Ненормально при этом когда тот же геймер покупает порт консольной игры и играет в него на мониторе, без нормальной аудио-системы, а еще хуже — если играет с мышью и клавиатурой. Это уже издевательство над замыслом авторов.

Но получается тогда, что при желании ПК можно превратить в эдакую супер-консоль, на которой есть много крутых игр. Получается, что да. Но давайте вспомним о том, что существуют эмуляторы консолей. И что на ПК можно запустить какие-нибудь JRPG со SNES, включить крутое сглаживание, вывести картинку на телевизор, подключить родной джойпад SNES через переходник и радоваться жизни. Это, однако, не делает ПК игровой платформой, где есть много JRPG. Ведь если бы не было SNES, то не было бы и эмулятора SNES и всех этих игр. Аналогично: не будет современных консолей — не будет и портов AAA-игр.

ПК как универсальное устройство (а не как игровая платформа) может при желании обеспечить доступ к большинству консольных игр, сохранив все их ключевые преимущества и частично улучшив некоторые характеристики. Это делает не стандартный ПК (вспомните, что даже к специализированным игровым ПК часто прилагаются мышь и клавиатура, но не джойпад, тем более — джойпад SNES), а специально собранный вами под такую задачу ПК. Это личная, а не массовая история. И это именно доступ к библиотекам других платформ, а не родная собственная библиотека.

При желании на ПК можно играть в консольные игры. Как правило, это делают те, у кого и так есть консоли, кто любит консольный гейминг и кто хочет выжать максимум из своего увлечения. И если вы на крутом ПК на большом телевизоре и джойпадом в руках играете в Бэтмена — вы на самом деле консольный геймер (а если делаете то же на мыши с клавиатурой и на мониторе — позорите гейминг). Эта игра была создана для консолей. У нее чисто консольный геймдизайн. Она окупилась благодаря консолям. Если бы не было консолей, не было бы и и этой игры. ПК-версия — это просто дополнительный продукт, эдакий официальный эмулятор одной игры, который можно сделать потому, что это несложно (и есть добрая NVidia). В России ПК-версия стоит недорого — почему бы этим не воспользоваться?

ПК — это крутое полезное устройство, с которым можно сделать много разных штук.

Однако ПК как игровая платформа — это совсем другая, более узкая история.

ПК-игры очень популярны.

Но 95% популярности ПК-игр — это онлайн-игры по модели фритуплей.

Не путайте.