Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Трансформеры: Эпоха истребления

Новые «Трансформеры» объяснили, зачем фильму о роботах нужны люди и на кого пашет Майкл Бэй на самом деле.

Помню, что еще в дни выхода первой части возник вопрос: почему так много экранного времени отводят жалким людишкам? Пусть там Меган Фокс, пусть люди были и в мультиках, но WTF? Я пришел смотреть на трансформеров, где мои трансформеры?

В «Эпохе истребления» люди и актеры поменялись, а их задача — нет; вот так и высветилась их настоящая роль. Люди здесь — это те же машины, только из мяса. Камера может сколько угодно переключаться между длинными загорелыми ногами Тессы и блестящим корпусом Шевроле Камаро, безумными глазами неудачника-изобретателя Кейда и грязным, побитым корпусом грузовика-Оптимуса, — это все разные инкарнации одного и того же. Даже жаль, что Майкл Бэй не взял на вооружение идею японского ответвления «Трансформеров», где вместо Искры внутри роботов сидели натурально живые люди. Зато четко понятно, почему комичный сайдкик-трус водит столь же комичную тачку, парень-гонщик не способен стрелять из инопланетной пушки (зато вытворяет чудеса за рулем), а блондинка Тесса в роли штурмана отлично управляется с рычагами. Люди, как и машины, сведены к одной-двум функциям, одной-двум чертам характера, вне которых нет ничего, пустота. И когда, например, человек-бизнесмен выдергивается в среду, где не может управлять миллиардной компанией, то растерянно хлопает глазами и бьется, как выброшенная на берег рыба. Зато встреченный им в лифте китаец, как и положено любому китайцу, великолепно владеет кунг-фу. «Просто людей» в фильме нет.

Можно сказать, что это примитивная комиксная логика, да вот не совсем. У героев «Трансформеров» нет мотивации, помимо «я дерусь потому что дерусь». Нам вводят новых персонажей с явно богатой предысторией, но не излагают ее, не утруждаясь даже отмазкой про «нет времени объяснять». Злодеи злодействуют не потому что их в детстве выбросили в канализацию, а просто потому что так написано в сценарии. Это логика детских игрушек в солдатики, где пластмассовые фигурки делятся на две равные кучки, а потом сражаются друг с другом по прихоти владельца. И тут достаточно вспомнить, что такое медиавселенная «Трансформеров» на самом деле, откуда она пошла и чему служит, как все вопросы к фильму снимаются. Ну, остается лишь один: как Майкл Бэй смог настолько точно и красиво воспроизвести детское развлечение так, чтобы оно вштыривало детей и после восемнадцати лет.

Ах да, и от комиксов фильм отличает то, что здесь нет смешных людей в трико. Нет лохов. Нет фриков. Даже неудачник-изобретатель даже в безденежном начале готов дать в борщ любому — нормальный мужик! — а уж в финале и вовсе оказывается в шоколаде. Проезжающие мимо Бугатти и Ламборгини как бы распространяют флюиды успеха на всех причастных. Фильм настолько смел, что позволяет себе насмехаться над классикой кинофантастики: дескать, «Трансформеры» круче «Чужих», «Стар Трека», «Звездных войн». Не «лучше», а именно что «круче».

Зато в новых «Трансформерах» много визуального языка современных видеоигр. Если в третьей части было много дорогих, но бессмысленных сцен про разрушение небоскребов (могли бы стать кат-сценами, но не более того), то в четвертой герои-люди словно проходят уровни Uncharted или прошлогодней Tomb Raider со скриптовыми разрушениями уровней прямо на ходу. Или вот стрельба из-за укрытия, когда пули врага выбивают кирпичи прямо над головой: прямо настолько узнаваемо, что руки сами тянутся к несуществующему джойпаду. Наконец, гораздо более осмысленным стал экшн: вместо мельтешения камеры и нелепых крупных планов — настоящие бои между трансформерами в городских условиях. Видно, кто из чего стреляет, какие приемы с холодным оружием использует, на что способен, в чем силен. Это действительно круто. При этом, в отличие от первых двух «Трансформеров», практически не задействуются земные технологии: истребители и бомбардировщики весь фильм летают туда-сюда, но так и не применяются.

Есть, однако, вещь, которая раз за разом Майклу Бэю не удается. Вот все, что касается космоса и предыстории «Трансформеров» (когда она все же начинает излагаться), — полный провал. Есть хорошие автоботы и злые десептиконы — это все понятно. Оптимус Прайм, Мегатрон, Гальватрон — чудесно (благо, что знакомо с детства). Коварные люди хотят денег и власти — предельно понятно. Но когда из космоса прилетает какой-то хрен и хочет не пойми чего — это никуда не годится даже в игрушечной логике, о которой мы договорились. Не то чтобы его мотивация не объяснена; нет, не объяснена его РОЛЬ, его ФУНКЦИЯ (при этом в фильме остались ошметки стилистики «Локдаун — космический пират, корабль которого может КИДАТЬ ЯКОРЬ В НЕБОСКРЕБ», но тема все же не раскрыта). Зачем ему Оптимус? Какие еще рыцари? В прошлых частях, впрочем, тоже все космические корабли, обратная сторона Луны и прочий бред вылетали из головы мгновенно после просмотра. Неинтересно. Да, и название Age of Extinction в фильме тоже не к месту. Вымирание/истребление упоминается пару раз, но в реальности Земле грозит не больше опасности, чем в прошлых фильмах.

Напоследок — забавное наблюдение о том, на кого пашет Майкл Бэй. В фильме, конечно, у изобретателя Кейда у дома развевается американский флаг, но он ни разу не патриотичен. Вот представьте себе: иностранные боевики (автоботы) сопротивляются законной власти страны, потому что подозревают ее в сотрудничестве с другими иностранцами (Локдауном) и боятся, что мирных американских жителей перережут неонацисты (возродившиеся десептиконы). Мирный американский житель им помогает, и это в итоге оказывается как бы правильно. Это раз. И второе: а вот попробуйте себе представить, как бы выглядели люди в фильме, снятом роботами-трансформерами для роботов-трансформеров? Да вот ровно так же, как у Майкла Бэя: чтобы можно было глазеть на бедра семнадцатилетней девушки (логично, что трансформерам это так же интересно, как нам — смотреть на дорогие спортивные тачки, и примерно так же (мало)доступно в реальной жизни). А что у людей в голове, а что у людей в жизни, — это все непонятно и роботы такой фильм смотреть не будут.

Так что еще неизвестно, что там американцы на самом деле нашли на Луне.