После этой E3 все будут много говорить о том, что будущее — за виртуальной реальностью. Особенно много об этом будут говорить гаджетные СМИ, потому что они не очень-то понимают в контенте, зато любят инновации ради инновацией.
Но есть и другое мнение.
Гораздо более вероятно, что VR-революция закончит так же, как и 3D-революция.
Помните, было время, когда все делали игры в 3D, а в кино нельзя было взять билеты не в 3D-кинозал?
А сейчас многие фильмы снимаются принципиально только в 2D, и даже на трехмерные фильмы всегда есть 2D-сеансы. 3D-игры почти исчезли. Только NVidia иногда вспоминает о них.
При этом я помню, как однажды меня позвали в одну южнокорейскую компанию и попросили дать консультацию о том, как позиционировать их новый 3D-монитор/телевизор. И я сказал им, что нужно говорить геймерам прежде всего о крутой обычной картинке, а 3D упоминать как дополнительную фичу, потому что 3D люди включат на полчаса, чтобы позырить, и выключить.
Собственно, так оно и происходит.
3D в телевизорах в наши дни — это навязанная хрень, благодаря которой производители могут задирать на них ценник. Сложно ведь купить нормальный телевизор без 3D.
Вот и вся инновация.
В ЛУЧШЕМ случае VR-революция закончит так же, как и motion-управление. То есть, сначала будет эйфория, появится несколько классных жанровых инноваций (теннис, танцевальные игры, фехтование), а потом новизна закончится, и окажется, что геймерам ничего этого не надо, а нужен телевизор с большой диагональю и классический джойпад.
В этом плане, кстати, характерно то, что у Xbox One появится джойпад с ЧЕТЫРЬМЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМИ КНОПКАМИ, и вот это ГЛАВНАЯ железячная инновация выставки.
Почему так?
Потому что геймерам важен не вау-фактор. Геймерам важно, как новые устройства позволят им играть лучше. Что может давать VR-шлем? Ну, он заменяет третий аналоговый стик. Можно одним ходить, вторым крутить пушкой, а головой осматриваться. Но если нужно развернуться на 180 градусов, то головой уже не обойтись, все равно нужно джойстиком это делать.
А больше VR-шлем не дает ничего.
Для сравнения, тот же Wiimote давал возможность делать более точное управление мечом в объеме, а также точно отмерять силу удара в теннисе. Это уникальные штуки, которые на джойпаде были сложно реализуемы. Ну а кинект в танцевальных играх точно отслеживал движения тела; на джойпаде это никак было не сделать. В общем, польза была, но только для нескольких узких жанров.
А что VR?
На мой взгляд, основное применение VR — это специализированные дорогие аркадные автоматы, которые можно ставить в парках развлечений. Там будут короткие игровые сессии и вау-эффект, поиграл полчаса — и хватит. Но это не массовая история для домашнего пользователя.
Хотя гаджетные журналисты будут вас уверять в том, что это круто, но они в играх-то ничего не понимают, а консоли сравнивают тупо по производительности.
В каком же случае VR-революция может быть успешной?
Только если каким-то образом она станет успешной не благодаря играм, а благодаря каким-то другим приложениям.
Ну, вот например, iPhone — говеннейшее устройство для игр. Просто отвратительное. На нем все неудобно. Ничего не дает нового (напомню, что тач-управление впервые появилось на Nintendo DS).
Но для iPhone делают игры тупо потому, что у iPhone — огромная пользовательская база. Выгодно делать игры, потому что раз устройство все равно лежит в кармане, то люди захотят играть.
Так и здесь — если вдруг Facebook загонит всех в виртуальную реальность, где все будут сидеть в Oculus Rift и заниматься виртуальным сексом, то и авторы игр наделают под шлемы виртуальности тысячи игр. То есть, сначала — пользовательская база, а потом — игры.
Вот как-то так.
Если у вас есть другое мнение — добро пожаловать в комментарии.