Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Yo-kai Watch и Pokemon: разбираем ключевые элементы

Культовая серия Pokemon и не менее значимая Yo-kai Watch бешено популярны во всем мире и не сильно известны в России. На востоке, в Европе и Америке каждый новый выпуск этих брендов продается миллионными тиражами. В нашей стране и на территории СНГ с играми обоих серий широкая аудитория только сейчас начинает знакомиться. Большинство из нас знают карманных монстров по мультсериалу, который шел в конце 90-х на канале ОРТ. А духи-екаи нам известны благодаря мерчу, который сейчас продается в российских детских универмагах.

Несмотря на разнообразие сопутствующей продукции, Pokemon и Yo-kai Watch — это, прежде всего, высококачественные RPG, которые издаются эксклюзивно для консолей nintendo (мобильная Pokemon GO не относиться к основной серии). Обе серии сильно похожи своей концепцией: игрок собирает команду странных существ и отправляется в путешествие, в котором ему и его бойцам придется много сражаться, коллекционировать монстров-собратьев и исследовать мир.

Покемоны появились первее екаев — в далеком 1996 году. Наверное, именно поэтому создателей Yo-kai Watch, студию Level 5, иногда называют плагиаторами. Такое утверждение ошибочно, потому что сутью, подачей игрового процесса и акцентами цикл Yo-kai Watch кардинально отличается от pokemon-игр.

Поэтому я решил немного пояснить по различиям и сходствам игровых серий Pokemon и Yo-kai Watch. Чтобы было понятно, чего ждать неподготовленному но желающему приобщиться к ним игроку. И попутно развеять миф о том, что бренды сильно похожи.

Исследуем и нарываемся

Боевая система в играх Pokemon с годами практически не меняется. Двадцать с лишним лет тренера сражаются с виртуальными и реальными оппонентами в рамках понятной пошаговой боевой системы. Покемоны на портативках nintendo — это классическая JRPG-серия, в которой тренер немало времени отводит менеджменту: он учитывает стихии, склонности, умения и возможности каждого карманного друга. В серии Pokemon сопартийцев необходимо обучать новым видам атак и уметь действовать исходя из сложившейся ситуации, особенно в битвах с реальными “сенсеями”. Проходя сюжет трудности вызывают только особо сильные тренеры или высокоуровневые карманные бойцы.

В играх про карманных монстров поймать приглянувшегося покемона возможно только с помощью покеболов (покеболы бывают разные, и каждый вид шарика предназначен для определенного вида питомца), в “Йокаях” вербовка происходит при помощи сладких “приманок”: мистические создания любят вкусности, например мороженое или шоколадк. Прозорливые духи дружат и вступают в отряд того, кто их кормит.

В основной Pokemon серии игрок ненамеренно нарывается на диких покемонов и на желающих сразиться NPC, которые гуляют по игровому миру. В “Йокаях” же стычки происходят совершенно по другому принципу.

С кем хочешь, с тем и сражайся

Исследователя-героя не атакуют случайным образом, и он не нарывается на диких духов в кустах. Он сам лезет на рожон. Игрок находит екаев с помощью специальных часов-екай: если они подают сигнал, то надо остановиться, включить режим поиска и с помощью стилуса, поискать вокруг место, откуда идет сигнал. Чаще всего маленькие духи летают возле фонарных столбов, прячутся в кроне деревьев, у водоемов и под машинами. Нашедшиеся екаи, как правило, сразу атакуют команду протагониста.

Перепалка категорически отличается от того, что происходит в серии Pokemon. Екаи обмениваются “любезностями” сами, без участия игрока. Человек у экрана занят только мини-играми, что происходят на нижнем экране. Пока на верхнем дисплее происходит битва, на нижнем игрок обводит незатейливые силуэты или тыкает на всплывающие кружочки, и когда шкала от продуктивных действий заполняется, выбранный екай включает специальную усиленную атаку, которая сопровождается эффектной анимацией. Иногда конечно можно отдавать команды атак и на верхнем экране, но геймплейный акцент авторы сосредоточили на мини-играх

Миры историй и свершений

В играх Pokemon нет конкретных побочных задач. Дополнительные квесты и мини-игры, конечно, имеются, но их мало и практически все они сводятся к битвам с прогуливающимися тренерами. Серия Pokemon дает игроку насладиться духом приключения и исследования, которое мотивирует не проработанными историями, а поимкой редких покемонов в разных уголках мира. Доступ к закрытым районам и обитающим в них покемонам открывается не сразу, а только тогда, когда игрок сможет обучить членов своей команды особым умениям: например, плавать, летать или разбивать преграждающие путь камни. В разных выпусках Pokemon авторы вводили мини-игры наподобие кормления и тренировки покемонов с боксерской грушей — они конечно разнообразят процесс, но увлечь игрока надолго контекстные развлечения не могут в принципе.

В играх Pokemon есть много схожего с The Legend of Zelda, в которой доступ к нужным локациям открывается только тогда, когда Линк получает какой-либо ключевой предмет.

Yo-kai Watch же наоборот, полностью состоит из маленьких, забавных и не глупых историй. Истории случаются и с людьми, и с екаями, с которыми взаимодействует герой. Конечно в игре немало квестов из категории “принеси-подай”, но каждая простая задачка обставляется не глупым сюжетом, который может вызвать умиление и удивить уровнем проработки самую широкую аудиторию. В этом плане цикл Yo-kai Watch не уступает играм с лучшими побочками — серии Yakuza и Третьему Ведьмаку. В Yo-kai Watch не все квесты сводятся к стычкам с враждебными духами. Тут часто поручают поймать рыбу определенного вида, или покормить кого-либо пончиком, или обыграть в догонялки группу детей. Благодаря разнообразию механик в побочных квестах игрок не устает от битв, которые со временем начинают наскучивать в любой типичной JRPG-игре.

Pokemon и Yo-kai Watch в плане боевой системы и сайдквестов кардинально отличаются друг от друга. Они собираются из совершенно разных элементов. Но по факту одинаково дарят ни на что не похожий игровой опыт.

Оригинальная вселенная и шизоидный реализм

Самое сильное отличие обоих игровых серии заключается в концепции вселенных. В каждой части “покемонов” создатели придумывают уникальный мир, который чертами может напоминать Японию, Францию или, например, Гавайские острова. В мирах покемонов население знает, что покемоны существуют, они взаимодействуют с маленькими чудищами с начала времен. Лиги тренеров и залы с чемпионатами, в которых карманные монстры мутузят друг друга огнем, водой, ветром и даже психической энергией — такая же норма, как многомиллиардная футбольная индустрия в нашей реальности.

С Екаями дела обстоят не так просто, как может показаться на первый взгляд. Акихиро Хино, известный разработчик и один из главных людей студии Level 5 во многих своих интервью утверждает, что мир Yo-kai Watch — это наша с вами реальность. Игра рассказывает историю мальчика (или девочки, если игрок выберет женский пол в начале игры), который живет в маленьком и уютном городке. Герой при помощи специальных часов может видеть духов-екаев, которые живут параллельно с людьми. Екаи по-разному влияют на мир живых: на их поступки и настроение. В большинство передряг обладатель волшебных часов попадает именно из-за “баловства” некоторых екаев.

Если подумать и копнуть глубже, то можно поверить в необычную теорию: герой игры рисует духов-екаев у себя в голове, и все битвы и происшествия — лишь его фантазия. Протагонисту игр про екаев примерно 10 лет. Некоторые дети в этом возрасте умеют фантазировать что угодно и как угодно, а иногда и соединять свои “выдумки” с реальностью. Отправила, например, бабушка за пирожками: просто так идти скучно, надо придумать себе приключений. Так персонаж игр Yo-kai Watch выдумывает себе сказочные ситуации и взаимодействует с выдуманными существами. Он, конечно, общаясь с некоторыми взрослыми упоминает екаев, но тут как и в жизни: тети и дяди частенько подыгрывают маленьким фантазерам.

Возможно авторы не думали рассказывать игроку историю о мальчике, который фантазирует себе друзей из духовного мира. Но такое чувство иногда появляется — когда погружаешься в игровой мир первой и второй части цикла.

Несмотря на кардинальную разницу в концепции, искать приключения одинаково комфортно в обоих сериях.

В поисках общих черт

Общего у покемонов и екаев очень мало. Боевая система — кардинально разная, миры и их концепция — совершенно непохожи. Процесс познания истории — тоже отличается в корне.

У циклов Yo-kai Watch и Pokemon все же есть общая черта: обе серии одинаково подходят и детям и взрослым. Юмор в играх не глуп и при этом мил. Собирать разных существ и всячески развивать их таланты одинаково комфортно и приятно. Игры про карманных чудищ и духов-екаев разные, но сделаны они одинаково качественно.