Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Зачем нужны DLC?

Люди из CD Project рассказывают, что DRM — это плохо, и DLC — тоже плохо. Понятное дело, что геймерам приятно это слышать. Но это не совсем правильно.

DLC в наше время нужны студиям по двум причинам.

Во-первых, это позволяет опосредованно увеличить средний чек среднего пользователя вашей игры. Грубо говоря, если игра стоит 60 долларов, игру купило 5 млн. человек, при этом 3 млн. из них понапокупали разных DLC, то получается, что в среднем от каждого пользователя было получено не 60 долларов, а, скажем, 80. На самом деле, этот самый средний чек можно увеличивать самыми разными способами. Японцы, например, существенные деньги зарабатывают на мерчандайзе по мотивам игры — фигурках, стикерах, подушках для обнимания. Японцы же на некоторые игры (вроде Tales of) ставят сразу заведомо более высокий ценник — не 60 долларов, а те же 80.

Почему издатели хотят получать за игры больше денег (ну, кроме очевидного «много денег не бывает»)? Потому что из-за инфляции игры сейчас стоят дешевле, чем они стоили восемь лет назад. Речь сейчас не о России (где все портит нестабильность рубля), а о США и Европе. Время идет, инфляция есть, а цены формально те же, а реально ниже. Один раз только повысили цену с 50 до 60 долларов, но это было как раз лет восемь назад.

Ну и бюджеты игр растут.

Во-вторых, DLC позволяют не распускать команды разработчиков после релиза игры. К концу цикла разработки там может быть несколько сотен человек, потом игра выходит, и что дальше? Следующий проект обычно еще на ранней стадии (если он вообще есть), и по-хорошему надо выгнать всех, кроме полусотни ключевых людей, до тех пор, пока опять не понадобится полная команда. А так дополнительных людей можно занять на старом проекте до тех пор, пока для них не появится новая работа. И услуги этих дополнительных людей автоматически окупаются.

В случае с The Witcher 3 история такая, что у CD Project есть вторая RPG, про киберпанк, работа над ней идет параллельно и давно, и после выхода The Witcher 3 всех, наверное, можно безболезненно перекинуть туда.

Ну и, в конце концов, не хотят получать больше денег, — и ладно. ;P

Вот только, по-моему, DLC с большим RPG — это всегда нормально и очень даже интересно геймерам. К Skyrim, к Fallout: New Vegas выходили DLC, расширяющие мир игры, — и никто, вроде, был не против.

Так что я не уверен в том, что отказ от DLC в данном случае в интересах геймеров.

Что касается DRM, то это такая фирменная фишка CD Project — максимально часто рассказывать об отказе от DRM, чтобы улучшить свои имидж в глазах геймеров и так мотивировать их покупать игру. Они намеренно ВЫДЕЛЯЮТ себя на фоне всех остальных, чтобы собрать урожай аплодисментов (и, соответственно, денег). При этом если бы, например, все конкуренты сразу отказались от DRM, то этого PR-эффекта бы не было, и продажи Ведьмака бы упали. ;)

В реальности же, на мой взгляд, важно только то, чтобы не было отвратительного DRM с требованием постоянного онлайна, как это было в SimCity. А картинный отказ от обычного DRM с привязкой к Стиму — это ни о чем (тем более, что, как признает сам CD Project, все равно все ломают). Гораздо интереснее было бы говорить о том, что при отказе от DRM с привязкой к каким-либо серверам игру можно реально КУПИТЬ, а не взять в аренду (к слову, лицензионное соглашение на GOG.com, официальном магазине CD Project, действительно говорит о ПОКУПКЕ, а не о подписке на сервис).

Ну и говорить о том, что DRM не нужна, потому что ее все равно взломают, — это хорошо, когда речь идет о PC. Потому что действительно взломают. А вот с современными консолями история другая. Там DRM работает и никому не мешает. И это реально в разы поднимает продажи игр на таких рынках, как Россия. Потому что когда украсть ВООБЩЕ НЕЛЬЗЯ, то люди готовы платить — даже те люди, которые обычно воруют.

Выход The Witcher 3 и на консолях с DRM, впрочем, не мешает CD Project говорить об отказе от DRM.

Люди ну уж очень-очень хотят понравиться геймерам.