Sign up with your email address to be the first to know about new products, VIP offers, blog features & more.

Проблемы с сюжетом в Fallout: New Vegas

Пишет нам Артур:

New Vegas, конечно, уже успел слегка покрыться пылью, но в своём длинном бэклоге я добрался до него только сейчас. Прошлявшись в нём около полусотни часов и едва перевалив за середину сюжетной линии, я уже готов его забросить насовсем, потому что чувствую, что еще через пару квестов я окончательно потеряю какую-либо связь с главным героем, которого пытаюсь отыгрывать.

В чём же дело? Дело в очень странном переломе, который случается после нахождения платиновой фишки. Из детектива про поиск улик и свидетелей игра в одну секунду превращается… в «игру престолов». Нам по-быстрому рассказывают про действующие группировки, борющиеся за власть над Мохавской Пустошью, про их мотивы, а так же предлагают с ними договориться или стереть с лица земли. При этом главный герой с любым показателем кармы начинает вести себя так, будто с самого рождения целью своей жизни обозначил получение и удержание власти над каким-то развлекательным центром. Ролевая игра на этом заканчивается, и начинается просто какая-то политическая возня из девяностых. На территориях, которые я практически не знаю. Среди людей, мнение которых мне неинтересно. Ради вещей, которые мне не нужны.

Что такое вообще ролевая игра? Это обозначение какой-то диспозиции, характера и цели главного героя, и предоставление выбора пути достижения этой цели. Вообще, это определение любого интерактивного действа, где есть выбор: от горстки концовок в Black Ops 2 до огромных миллионов вариантов партий в Civilisation. Политическая возня с дипломатией и враждой, где мы выбираем себе друзей и уничтожаем врагов – это один из вариантов вариативности (простите), и она тоже может быть очень интересной. Такое есть в Mass Effect, в Vampire: The Masquerade, даже в своем роде в San Andreas с его войнами за улицы. Но их объединяет одно: начальная диспозиция у главного героя четко обозначена таким образом, что, отыгрывая его, действительно хочется прогрызать себе дороги на пути к вершинам власти над тем или иным выдуманным миром. У Шепарда это служебный долг, СиДжей просто по определению должен как настоящий пацан держать свой район, а вампирам просто жизни не дадут без грызни.

А что Курьер? У Курьера пуля в башке. Он не помнит ничего. Он по крупицам должен собирать назад свои воспоминания, найти виноватых, забрать своё и вернуть чужое. Диспозиция? Отличная диспозиция! На её основе можно было придумать незаурядную историю про поиск, месть, искупление, сотней способов подвязать к этому конфликт НКР и Легиона… Но по пути Курьер натыкается на говорящий компьютер, который говорит ему, эй! ты конечно просто хрен с горы, но почему бы тебе не стать тут большим начальником? И совершенно всё равно кто ты, откуда ты родом, чем ты занимался раньше, где твои родные! Забей! Тебе это всё не нужно! Divide et impera!

Еще пару вечеров я провёл в блужданиях по квестам, и в итоге очень расстроился и полез гуглить концовки. И по ним стало понятно, что к власти на Пустоши приходит человек, который совершенно неинтересен самому себе. У него нет дома, у него нет родных, цели в жизни, только горстка случайных знакомых и бесплатное казино. И больше ему ничего не нужно. Как, и главное зачем за него играть – я не понимаю.

Я начал вспоминать в каких играх главный герой не помнит и даже не интересуется своим прошлым, но кроме серии TES за пять минут больше в голову ничего не пришло, но готов поспорить, что есть еще сотня примеров. В том же TES прошлого не было как будто никогда, и про него никто не вспоминает, потому что главный герой в этой местности впервые и действительно не знает о творящихся событиях. В вики по Фоллауту написано, что «разработчики намеренно сообщают мало информации о прошлом Курьера, предоставляя игроку как можно больше простора для фантазии и ролевого отыгрыша.» Но то там, то здесь постоянно всплывает, что он знает группировки, он знает людей, он знает какие-то прошлые события. И я считаю, что ни с того ни с сего менять выработанные приоритеты с локальной детективной истории на глобальную драку за власть – это настоящее преступление против сценарного ремесла.

Вдогонку коротко напишу про парочку DLC, Dead Money и Honest Hearts. Я забросил основную игру и пошел проходить дополнения, в надежде всё же увидеть уютную историю в тесных стенках обстоятельств. Начну с Honest Hearts, так как он разочаровал больше всего. В нём главный квестовый персонаж – это заклятый враг Цезаря, даже хуже. И поскольку я был именно на стороне Легиона, я всё же попытался включить ролеплей, прикинуть все за и против, и решил в итоге на месте и без лишних разговоров этого персонажа пристрелить. Удивительным образом дополнение от этого не сломалось, а просто попросило на выход с локации. И даже показало финальный ролик! Казалось бы, на что тут можно жаловаться. Но выглядело всё это настолько скупо, как будто о желании Цезаря прикончить Горелого вспомнили с утра перед сдачей дополнения в релиз. Я было понадеялся, что хотя бы сам Цезарь меня поблагодарит за это, но никаких реплик у него на этот счёт не было, и явно не потому, что Горелого запрещено упоминать, а потому что сценарий – халтура. Да и потом, на чьей бы стороне ни был игрок, ему предлагается посочувствовать человеку, который убивал и распинал сотни людей и сжигал города, а потом просто сел и ОСОЗНАЛ СВОЮ ВИНУ? С таким же успехом это может быть командир ИГИЛа! Или избежавший Нюрнберга офицер Гестапо! Насколько невменяемым надо быть, чтобы позволить такому существу жить?

Dead Money же в этом смысле порадовал куда больше… но всё равно оставил неприятный привкус винегрета из залежавшихся в холодильнике продуктов. Намешать в один котёл Великого Гэтсби, Гражданина Кейна, 12 (4) друзей Оушена, Куб, и ЛГБТ, и раздвоение личности, и сайлент хилл, и эта прорва «наномашины, сын»-моментов… Всё это склеивается в невнятную кашу, которую невкусно есть и неприятно вспоминать.

В Fallout 3 все сюжеты были просты и незатейливы, все плохие/хорошие, всё черное/белое. В New Vegas наворочена какая-то куча деталей и нюансов, которые с треском проваливаются под собственным весом. Эрудиция – это хорошо, но надо быть еще и умным. Вот и сценарий игре от Obsidian эрудированный, но не умный. И вот сижу думаю теперь, включу ли я его когда-либо снова.

Что думаете?